Сегодня хочу остановиться на таком важном моменте как запоминание иностранных слов и выражений. На практике я столкнулась с тем, что этому занятию посвящается слишком много времени, а результат очень часто бывает неудовлетворительным. Мало кто знает, как учить слова эффективно.

kak-ucit-slova

Общепринятым способом заучивания новых слов является запись их в отдельную тетрадку – словарик. В левую колонку записываются новые слова из текста на иностранном языке, а в правую – их перевод. Затем ученик закрывает по очереди то один, то другой столбец и старается вспомнить, что там написано. Этот способ мне не нравится по двум причинам: первая – мы вырываем слова из контекста, а вторая – это то, что мы чаще всего усваиваем только одно значение иностранного слова. К тому же возникают совершенно лишние ассоциации, которые зависят от порядка добавления новых слов в словарик.

Другой распространенный способ – выучивание новых слов прямо из словарей. Этот метод противоречит всем основным методикам преподавания, но бывает для некоторых людей эффективным. Его преимуществом является то, что слово не преподносится изолировано, оно окружено «однокоренным семейством», и, обладая логическим мышлением, из таких слов можно понять как образуются части речи, вычленить саму суть языка. Но опять же, этот способ подойдет немногим.

Лично я учу новые слова и выражения, используя карточки для запоминания слов и программу Lingvo Tutor. Такое сочетание оказалось для меня идеальным и дает отличный результат. Забегая наперед, скажу, что главное в моем подходе – это система повторений. Если расписать метод по пунктам, он будет выглядеть следующим образом:

1. Собираю список слов и выражений, которые нужно выучить (не меньше 10).

2. На одной стороне бумажной карточки пишу иностранное слово или фразу, на другой – если возможно, рисую перевод, если не могу придумать картинку, пишу по-русски. (В последующих уроках итальянского языка я выложу уже готовые карточки, их нужно будет только распечатать и разрезать). Лучше не мешать языки – родной и иностранный, гораздо эффективней работать с образами, особенно яркими, запоминающимися. Поэтому чем интересней рисунок, тем дольше будете помнить его название или описание на иностранном языке.

3. Перетасовываю карточки и по картинкам/русским словам называю перевод, если ответила правильно – откладываю карточку, если ошиблась – кладу ее под низ. Иногда колоду нужно перетасовывать.

4. Теперь особое внимание! Как вы думаете, как часто нужно заниматься таким образом? Сколько раз нужно повторять слова, чтобы их запомнить? Чаще всего отвечают, что нужно повторять слова как можно большее количество раз. К моей радости этот ответ неверен. Цените свое время и подходите к изучению новых слов с умом! Зачем тратить его на бесконечные повторения слов, если можно в это время почитать книжку, послушать аудио или посмотреть фильм на изучаемом языке?

На начальном этапе изучения иностранного языка я предлагаю придерживаться следующей схемы повторения:

1) Проходим колоду слов один раз (т.е. если вы назвали слово правильно, вы его откладываете и больше не берете).

2) Через полчаса или в течение того же дня, когда вы изготовили карточки (главное до сна) повторяем занятие с колодой карточек еще раз.

3) Теперь карточки откладываем и возвращаемся к ним через день.

4) Еще раз повторяем через три дня.

5) И закрепляем через неделю.

Всё, все слова выучены, причем останутся в памяти надолго! Вам может показаться, что слишком много занятий и это займет уйму времени, но на самом деле все наоборот. Ведь вам не нужно повторять слова и выражения бесконечное количество раз, достаточно один раз правильно ответить и отложить карточку как выученную до следующего раза. Со временем память разовьется, и количество повторений можно будет сократить. Вы можете почувствовать, что нуждаетесь в дополнительном закреплении колоды – смело добавляйте пару занятий, ведь здесь не может быть одного строгого рецепта – мы все разные и память развита у нас по-разному, главное, понять метод и применять его на практике, определив для себя оптимальное количество дней для повторения.

Еще я советую один раз в месяц, а затем раз в полгода проходится по всем своим карточкам, выделив для этого специальный день. Таким образом, выученные слова и словосочетания останутся в языковом активе.

Также можно использовать разноцветные карточки, цветом, например, обозначая главные части речи (существительное, глагол, прилагательное) или другой признак, который в этом языке отличается трудностью для запоминания. Так, на розовые карточки можно выписывать существительные женского рода, на голубые – мужского, на желтые – среднего (в итальянском языке желтые карточки нам не пригодятся) и т.д.

Чтобы не забыть когда и что повторять я пользуюсь простой таблицей в Excel, ее пример приведен на рисунке. В тот же день, когда я готовлю карточки, я отмечаю красным цветом в таблице дни, когда эти слова нужно повторить. После повторения окрашиваю квадратик в зеленый цвет, таким образом, я сразу создаю план занятий и сохраняю отчет о проведенной работе. Можно для этих целей также использовать простой календарь. Таблица повторений предназначена не только для слов, но и для грамматики, текстов, всего, что мне нужно выучить в данный момент.

plan-povtoreniy

Иногда, находясь на работе за компьютером, у меня появляются свободные минутки, доставать карточки как-то некрасиво, и в тоже время хочется повторить слова, чтобы дома на них не тратить время, а заняться чем-то более интересным. В этих случаях меня выручает компьютерная программа Lingvo Tutor. Техническую сторону я обязательно опишу в следующей статье.

Позвольте остановиться еще на некоторых нюансах изучения нового словарного материала.

Вы, наверное, обращали внимание, что некоторые слова запомнить проще, а другие – труднее. Като Ломб в своей книге «Как я изучаю языки» указывает, что самыми простыми для запоминания являются существительные, которые используются для обозначения какого-то конкретного предмета (стул, стол, книга). На втором месте расположились прилагательные, описывающие ощутимые свойства – цвет, форму, размеры (желтый, квадратный, крупный). Третье место занимают отвлеченные существительные, за которыми следуют глаголы, описывающие конкретные действия (бежать, носить, летать). Самыми тяжелыми для заучивания оказались глаголы, которые служат для выражения отвлеченного действия, например: выполнять, ссылаться, обеспечивать. Глаголы запомнить труднее всего, так как они являются наиболее сильно изменяемой частью речи. Они употребляются то в настоящем, то в прошедшем или будущем, в единственном или множественном числе, в различных залогах и наклонениях. Нужно учитывать эту особенность при изучении новых слов и выражений.

Многие учителя считают, что близкие по звучанию слова следует разводить при подаче изучаемого материала как можно дальше. Для себя я сделала вывод, что такой способ является неэффективным – слова путаются. Поэтому я предлагаю сознательно их сталкивать, заучивая в одних блоках, заниматься ими одновременно, возможно даже попробовать их соединить в различные комбинации друг с другом.

Не стоит учить все подряд, слова отличаются по важности. В первую очередь старайтесь учить более «важные» слова, т.е. те слова, которые используются гораздо чаще, чем другие, а также слова, которые свойственны вашей личности.

И еще одна маленькая хитрость: если слово ну никак не хочет запоминаться, попробуйте написать его несколько раз на листке бумаги, затем обвести контур этого слова. Потом нарисуйте пустой контур без слова внутри, всмотритесь в него. Через какое-то время посмотрите на контур и припомните само слово, так повторяйте несколько раз. Очень хорошее упражнение для улучшения правописания и скорости чтения.

Хотелось бы конечно увидеть вживую, но даже на видеозаписи визуальное шоу в Лионе смотрится восхитительно!

Чтобы быть в курсе самого интересного, подпишитесь на рассылку:


Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal